Скоро будет год, как вышла окончательная версия System Center Service Manager 2010, но я всё еще часто слышу вопросы “А что это за продукт?”, “Я его установил, как мне его настроить?”. В данной статье я постараюсь ответить на малую, но наиболее часто встречающуюся часть вопросов по SCSM в частности, и по управлению ИТ-процессами в общем.
Итак, что такое SCSM 2010 и что же он позволяет нам делать на сегодняшний день? Service Manager был создан как продукт HelpDeskServiceDesk, продукт для управлениями ИТ-процессами, продукт для автоматизации этих самых процессов. Он является “зонтиком” для всего семейства System Center за счет интеграции с продуктами этой линейки, а также является мостиком между бизнес-пользователями и ИТ-отделом компании. Вот общий перечень возможностей SCSM 2010 SP1:
- Автоматизация процесса управления инцидентами
- Автоматизация процесса управления запросами на изменение
- Автоматизация процесса управление проблемами
- Ведение базы конфигурационных единиц (CMDB)
- Ведение базы знаний
- Автоматизация рутинных операций в рамках ИТ
- Интеграция с Active Directory (CMDB), SCCM 2007 (CMDB и инциденты из DCM), OpsMgr 2007 R2 (CMDB и инциденты из алертов), Exchange 2007/2010 (регистрация инцидентов из почтовых сообщений, голосование, получение доп. информации от пользователей)
Термин “автоматизация процесса” для некоторых является обманчивым. Многие представляют, что установив продукт, который позволяет автоматизировать некий процесс в ИТ, они сразу получат готовый инструмент и начнут им пользоваться. Это далеко не так. В данном случае термин “автоматизация” подразумевает уход от ручной обработки неких действий, но при этом эти действия должны находиться в рамках довольно жесткого регламента, т.к. автоматизация, в большинстве случае, не подразумевает той широты выбора действия, к которому привыкли сотрудники компаний при работе “по старинке”, когда можно позвонить коллеге и в неформальной беседе выяснить, что за проблемы имеются в данный момент, или в “курилке” попросить заменить мышку на новую.
Скорее всего тут несколько “виновата” сама компания Microsoft, которая за годы своей работы приучила многих к прицнипу “поставил и пользуйся”. Но линейка System Center, а в особенности SCSM и Opalis (Orchestrator) ни в коем случае нельзя отнести к таким продуктам, т.к. сразу после установки они бесполезны без наполнения их некими процессами.
SCSM 2010 – первая версия продукта, поэтому ожидать от него чудес не стоит. Вот не большой список того, что на данный момент не позволяет SCSM 2010 SP1 при установке “из коробки”:
- Отсутствует поддержка запросов на обслуживание (Service Request)
- Ограниченные возможности портала
- Сложный процесс по разработке и редактированию форм
- SLA вычисляется только по расписанию 24×7
ITILMOF
Использование любого ServideDeskHelpDesk продукта связано с понимание основ ITIL иили MOF. ITIL это библиотека инфраструктуры информационных технологий, или, если проще, библиотека знаний по управлению ИТ-процессами. Данная библиотека содержит рекомендации и лучшие практики по управлению ИТ-процессами. Но нужно всегда помнить, что это именно рекомендации, а не аксиома! В свою очередь MOF (Microsoft Operations Framework) – это гораздо более жесткий набор правил и указаний по работе с ИТ-процессами, разработанные компанием Microsoft. В некоторых частях MOF совпадает с ITIL, а в некоторых сильно расходится с ним.
Для понимания принципов работы с продуктами ServiceDeskHelpDesk просто необходимо иметь хотя бы базовое представление о том, что говориться в ITILMOF, хотя бы для того, что бы “разговаривать” с этими продуктами на одном языке. И не важно, хотите ли вы использовать SCSM, или HP Service Desk, или CA Service Desk Manager – принципы построения процессов везде будут одинаковые, и знание этих принципов просто необходимо для успешного внедрения продукта в вашей организации.
Необходимо всегда помнить что “установка” продукта и его “внедрение” – это два абсолютно разных процесса. Поэтому ответ на вопрос “Я установил SCSM, как мне им начать пользоваться?” довольно прост – отложить клавиатуру и мышь, взять в руки ручку и запастись большим количеством бумаги и времени. Большинство читателей этого блога – люди технические, и обычно у них есть некое представление о том, как происходят сейчас процессы прохождения заявок, регистрация инцидентов, запросов и т.д. Но для успешного внедрения SCSM у вас должно быть понимание процессов, происходящих внутри вашей организации, не только со стороны ИТ-отдела, но и со стороны бизнеса. А как показывает практика, часто это понимание ровно противоположно, и достичь компромисса бывает крайне сложно, т.к. у каждого своя точка зрения на то, как всё дожлно быть на самом деле. Поэтому первая задача при внедрении: согласовать, желательно письменно, все процессы, которые вы собираетесь автоматизировать. Для примерного понимания, готовы вы к внедрению или нет, попробуйте ответить на несколько вопросов по управлению инцидентами сами, а затем попросите ответить на них представителей бизнеса:
- Сможете ли вы нарисовать схему жизни инцидента в вашей организации?
- Когда инцидент считается выполненным, а когда закрытым?
- С помощью каких средств регистрируются инциденты?
Вопросы на первый взгляд простые, но когда начинается обсуждение с представителями бизнеса, оказывается, что все не так просто и очевидно, как казалось ИТ-отделу. Очень часто оказывается, что так делается “по старинке”, или часть вопросов вообще решается на горизонтальном уровне между сотрудниками отделов, и начальство даже не в курсе, как на самом деле организован процесс “изнутри”. И еще одна рекомендация – никогда не начинайте процесс внедрения ServiceDeskHelpDesk “снизу вверх”. В 99% случаев это приведет минимум к провалу, максимум – вы настроите против себя очень многих в компании. Всегда в начале убедите руководство в необходимости введения автоматизации процессов, заручитесь их поддержкой (лучше в форме распоряжений или приказов), и только тогда начинайте действовать. Ибо автоматизация процессов – это практически всегда “ломка” устоявшего порядка жизни в компании, и постановка сотрудников как ИТ-отдела, так и бизнеса, в жесткие рамки.
Управление инцидентами в SCSM 2010 SP1
Итак, вы уже представляете себе, как устроен процесс прохождения инцидентов в вашей компании, и теперь собираетесь автоматизировать его с помощью SCSM 2010. Что же предоставляет нам SCSM для работы с инцидентами? Т.к. SCSM является продуктом Microsoft, то я буду пользоваться MOF-ом, а не ITIL, для описания процессов. Для более простого понимания процесса прохождения инцидентов в рамках MOF необходимо скачать SM_job_aids и посмотреть в нем документ IM_job_aid.vsd. Данный документ содержит в себе общую схему прохождения инцидента, а также детальную схему каждого этапа жизни инцидента:
После установки SCSM 2010 SP1 не содержит в себе никаких правил по обработке инцидентов, и по сути, представляет собой большую записную книжку. Это сделано сознательно, т.к. каждая компания строит процесс по своему, и общих принципов просто нет.
Этап первый. Регистрация инцидента.
SCSM 2010 позволяет регистрировать инциденты несколькими способами (здесь и далее речь идет о функционале, предоставляемом Microsoft “из коробки” или с помощью дополнений). В таблице ниже представлен их список, достоинства, недостатки и полезная информация.
Название | Достоинство | Недостатки | Примечание |
Заведение из консоли SCSM |
|
|
Применяется для операторов первой линии поддержки, или сотрудниками ИТ-отдела для создания не стандартных инцидентов |
Заведение с портала самообслуживания |
|
|
Для создания инидентов на портале применяется одна форма, которая позволяет задать: Название инцидента (однострочное описание проблемы), Описание инцидента (полное описание проблемы), Категория и Приоритет, а также вложить файл. После создания инцидента поле Источник устанавливается в “Портал”. Для создания используется шаблон “Шаблон портала инцидентов”, который нельзя изменить. |
Заведение из алертов OpsMgr |
|
|
Для включения этой функции необходимо создать коннектор из консоли SCSM, а также настроить передачу предупреждений в консоли OpsMgr. По умолчанию, после создания инцидента поле Источник устанавливается в “Operations Manager” (может перекрываться примененным шаблоном). |
Заведение из почтовых сообщений с помощью службы SMTP |
|
|
После создания инцидента поле Источник устанавливается в “Почта”. При создании не используется шаблон. |
Заведение из почтовых сообщений в ящике Exchange |
|
|
Необходим Exchange Connector for SCSM |
Заведение из событий DCM |
|
Для включения этой функции необходимо создать коннектор к SCCM из консоли SCSM, и иметь настроенные шаблоны DCM в SCCM |
Как вы видите, SCSM предоставляет довольно внушительный список возможностей для создания инцидентов. Единственное, что пока не хватает – это создание инцидентов с портала по индивидуальным формам, но и это будет добавлено в следующей версии продукта, которая увидит свет в конце этого года. Кроме этого, опубликован исходный код портала, так что при определенных навыках программирования вы можете создать такие формы сами:
Этап второй. Классификация инцидента.
По умолчанию, SCSM 2010 предоставляет нам следующий список полей (поля отмеченные * являются обязательными):
Вкладка | Название поля | Тип | Описание поля |
---|---|---|---|
— | Статус | Список | Статус инцидента. |
— | Конечное время разрешение | Дата | Вычисляется на базе приоритета (см. пояснение после таблицы). Служит для вычисления SLA. |
— | ИД | Строка | Уникальный номер инцидента в системе. Состоит и префикса (по умолчанию IR) и номера. Номер генерируется автоматически. |
Общие | Название* | Строка | Краткое название инцидента |
Описание | Строка | Полное и подробное описание инцидента | |
Категория классификации* | Список | Категория инцидента. Данный список является иерархическим. | |
Источник* | Список | Источник, где был заведен инцидент | |
Влияние* | Список | ||
Срочность* | Список | ||
Приоритет | Число | Приоритет строится на базе влияния и срочности. Матрица хранится в настройках SCSM. | |
Группа поддержки | Список | Фактически – указание уровня поддержки, на котором сейчас находится инцидент, н-р “Первая линия”, “Специалисты”, “Внешняя поддержка”. Данное поле никак не связанно с группами в Active Directory или еще какими-либо группами. Это просто справочник. | |
Передано на обработку | Флаг | Данный флаг позволяет указать, что инцидент был эскалирован. | |
Кому назначено | Пользователь | Пользователь, которому назначен данный инцидент. | |
Первичный владелец | Пользователь | Пользователь, который отвечает за инцидент. На самом деле это поле может использоваться как угодно. | |
Затронутые услуги | Связанный список | Список бизнес-услуг, которые пострадали из-за этого инцидента (список бизнес-услуг хранится в CMDB) | |
Затронутые элементы | Связанный список | Список конфигурационных элементов, которые затронул данный инцидент. Например, сюда можно добавить компьютер пользователя, или базу данных. | |
Журнал действий — Комментарий | Строка | Позволяет добавить комментарий аналитика в инцидент | |
Журнал действий — Личное | Флаг | Позволяет указать, что комментарий личный (полезно при рассылке уведомлений) | |
Журнал действий | Связанный список | Список действий, которые были предприняты с этим инцидентом (эскалация, добавление файлов, добавление комментариев и т.д.) | |
Действия | Действия | Связанный список | Список действий, который были произведены в рамках данного инцидента. Действие в рамках SCSM – это фактически “наряд на работу”, и в основном применяется в запросах на изменение. |
Связанный элементы | Рабочие элементы | Связанный список | Связанные рабочие элементы (инциденты, действия, запросы на изменение и пр.) |
Конфигурационные единицы | Связанный список | Связанные с этим инцидентом КЭ. Это список отличается от списка затронутых элементов. | |
Статьи базы знаний | Связанный список | Связанные статьи базы знаний | |
Вложенные файлы | Связанный список | Вложенные файлы. Настройки в SCSM позволяют указать максимальный размер вложенного файла. При этом количество файлов строго ограничено – не более 10, и изменить этот параметр нельзя. | |
Разрешение | Время работы | В данной таблице содержится время, потраченное каждым сотрудником на данный инцидент. | |
Разрешение | Сведение о разрешении | Создержит код разрешение и комментарий. | |
Журнал | Журнал | Содержит список изменений значений полей инцидента |
Немного поясню про тип полей. “Список” – это список неких предопределенных значений. Все списки можно найти в консоли SCSM: Библиотека –> Списки. “Связанный список” – это список ссылок на другие существующие в системе объекты.
Исходя из ваших процессов, вы можете использовать поля как вам угодно. Единственное исключение – связка полей Влияние, Срочность и Приоритет. Как я уже писал выше, Приоритет инцидента является числом, и строится на базе Влияния и Срочности по следующей матрице:
Как вы видите, можно изменить только значение Приоритет. Мы не можем без дополнительной разработки создать свои значения Влияния или Срочности и на их базе строить приоритет.
Приоритет служит для вычисления Конечного времени разрешения:
Конечное время разрешение вычисляется по этим параметрам в момент изменения Влияния и Срочности в форме инцидента, а также с помощью рабочего процесса, если инцидент был создан автоматически.
Данный список полей не полный, я лишь перечислил те, которые выведены на форму в консоли и доступны сразу из консоли SCSM. Кроме этого, вы можете достаточно просто добавлять собственные поля, но это, как говориться, совсем другая история.
Остальные этапы: обработка, разрешение, закрытие
Данные процессы сильно разнятся от компании к компании, и SCSM служит в основном инструментом фиксации действий в рамках этих этапов, а также иннструментом, позволяющим реагировать за события, происходящие в системе. Поэтому я не буду расписывать что и как тут делать – это решать вам, и только вам. Вместо этого я перейду пожалуй к самому интересному – примеру реализации процесса управление инцидентами.
[…] Opalis ← SCSM 2010 или пробуем упорядочить мир […]
«24×7» лучше, чем «247» в тексте.
Спасибо. Хорошие заметки. Мне кажется, в рамках выделенного блога не хватает более детальных тегов (или категорий). Например, настройка/ установка/процесс устранения инцидентов (Inc)/процесс решения проблем (Prb)/ и т.д.
Спасибо, поправил.
Тэги будут добавлять по ходу дела, пока не обработал всё после переезда))